Совместная деятельность психолога и куратора группы
Молоткова Е.В.
Сельскохозяйственный колледж с.Катарколь Бурабайского района
Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.
С.Соловейчик
Педагог- психолог чаще всего в колледже сотрудничает с кураторами, именно они являются посредниками между психологом и обучающимися. Психологическая служба может оказать куратору большую помощь в работе с группой и с родителями, если между психологом и преподавателем есть взаимопонимание.
Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
• психологическое просвещение студентов и их родителей;
• психологическая диагностика;
• коррекционная работа с группой и с отдельными обучающимися.
Куратор группы и педагог- психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о группе в целом и об отдельном обучающемся. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение обучающегося к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного обучающегося и группы в целом.
Собранная педагогом психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение обучающихся или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
• тематических классных часов;
• индивидуальных или тематических консультаций;
• тренингов общения;
• родительских собраний;
Коррекционно-развивающую работу с обучающимися или в триаде психолог–родители– обучающиеся- психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
В каждой группе есть хотя бы один проблемный обучающийся. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и куратора. Куратор обращается за помощью к педагогу психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» студента в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика в отношении студентов, согласно плана, по запросу кураторов педагогов- предметников, Индивидуальное и групповое анкетирование обучающихся и их родителей.
Диагностика проводится с целью выявления проблем в группе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов. Но диагностика в группах проводится не только по инициативе педагога-психолога, но и по просьбе куратора. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
В диагностике учеников «группы риска», помимо куратора, принимают участие медицинский работник. Только по четырем параметрам ученик может попасть в группу риска: по медицинскому, социальному, учебно-педагогическому, поведенческому.
Следующее направление деятельности психолога – коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним обучающимся. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с обучающимся или классом в целом, для сплочения класса.
Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся 1курсов. (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива студентов, сохранность контингента). Проходят групповые занятия с обучающимися по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.
Еще одно направление работы психолога – просвещение. Какую-то информацию психолог сообщает обучающимся и их родителям совместно с куратором или предоставляет информацию только для кураторов.
Очень полезны для студентов занятия по теме «Как подготовиться к экзаменам и не навредить своему здоровью». Они информируют обучающихся о том, что следует есть в период подготовки к экзаменам, как лучше запоминать изучаемый материал.
Просвещение кураторов осуществляется на МО кураторов и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе с администрацией.
Важное направление совместной работы педагога- психолога и куратора — консультирование. Его темы: особенности развития обучающихся, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на студента и на группу в целом.
Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству педагога- психолога и куратора удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в учебном заведении, и получить удовлетворение от своей работы.
Управлять можно подавляя,
а нужно вдохновляя.
Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.
1. Куратор студенческой группы имеет следующие функции и обязанности:
- принимать активное участие в основных делах курируемой группы;
- планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;
- организовать контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледжа;
- систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации студентов;
- проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;
- поддерживать связи с родителями студентов;
- проводить в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и анти наркотическому воспитанию студентов.
Функции деятельности куратора:
информативная,
организационная,
коммуникационная,
контролирующая (административная),
творческая.
Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.
Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).
Коммуникация обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с педагогами, администрацией.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.
Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.
Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.
Обязанности куратора:
Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа помогать студентам социально адаптироваться к новым условиям жизни.
Оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.
Совместно с зав.отделением осуществлять связь с родителями студентов.
Строить свои взаимоотношения со студентами и органами самоуправления на основе сотрудничества и демократического начала.
Проводить работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.
Информировать об основных событиях в городе, республике, за рубежом, знакомить с нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа.
Анализировать успеваемость студентов, посещаемость занятий и на основе анализа принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины.
Вместе со студенческим активом проводить собрания студентов и кураторские часы, организовывать работу по формированию у студентов правовой и политической культуры.
Принимать участие в организации досуга студентов, формированию традиций в группе, в колледже.
Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.
Для исходного этапа в изучении группы, которое должно осуществляться на протяжении всех лет обучения, может быть рекомендована следующая программа:
1.Общие сведения о группе.
2.Социальная направленность состава группы.
3. Характеристика группы по результатам вступительных экзаменов (в дальнейшем – по результатам экзаменационных сессий).
4. Количество студентов, претендующих на получение стипендии.
5.Характеристика жилищно-бытовых условий, состояние здоровья.
6.Характеристика общественной активности группы.
7.Характеристика ядра группы. Авторитетность актива, его компетентность и стиль руководства группой, наличие официальных и неофициальных лидеров, их взаимоотношения и роль в выполнении общих задач.
8.Сплоченность группы. Меры по преодолению проблем и конфликтов.
9.Морально-волевая направленность группы.
10.Познавательный уровень группы.
11.Место группы среди других групп на курсе, в колледже.
Основной задачей куратора является:
формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:
1.Развитие навыков самообразования.
2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;
3.Формирование активной гражданской позиции студента.
Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:
- основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;
- основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;
- работы на компьютере в качестве пользователя.
Основные права куратора
Куратор студенческой группы имеет следующие права:
- взаимодействовать со всеми сотрудниками колледжа по вопросам, связанным непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей в институте;
- принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции при выполнении своих должностных обязанностей с учетом рекомендаций декана и заведующего отделением;
- способствовать применению прогрессивных методов и новых технических средств обучения студентов в процессе занятий преподавателей со студентами группы;
- участвовать в наращивании учебно-методического фонда колледжа, библиотеки и справочно-информационного фонда, фонда наглядных пособий, раздаточных материалов и технических средств обучения, использовать эти фонды и средства для обслуживания занятий со студентами своей группы.
Итак, кто же такой куратор и какую типологию кураторство мы можем выделить?
Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и круг его задач расширяется.
Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов:
Куратор - "информатор". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
Куратор - "организатор". Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
Куратор - "психотерапевт". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
Куратор - "родитель". Куратор берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
Куратор - "приятель". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
Куратор - "беззаботный студент". Куратор не считает необходимым выполнять какие либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет. Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования администрации учебного заведения. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.
Содержание деятельности куратора
Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Основной ее характеристикой является продуктивность.
1-й уровень - непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.
2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда он в силу интуиции действует успешно и сообразно ситуации.
3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов и их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематичны.
4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов.
5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.
Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, психотерапевт и родитель вмешиваются в личную жизнь студента, что не всегда допустимо и не принимается студентами в отношении кураторства вообще. Беззаботный студент укрепляет мнение других о том, что куратор - это "пустое место" и нет необходимости вводить эти обязанности.
Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:
педагогическая эрудиция;
педагогическое целеполагание;
педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
педагогическая интуиция;
педагогическая наблюдательность;
педагогический оптимизм;
педагогическая находчивость;
педагогическое предвидение;
педагогическая рефлексия.