Роль кураторских часов, проводимых психологом, в воспитательной работе
Молоткова Е.В.
Сельскохозяйственный колледж с.Катарколь Бурабайского района
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В.Белинский
Говорят, что 21 век- век информационных технологий: миром правит техника и продуктом выступает информация.
Не секрет, что современный мир является очень жестоким, мы каждый день испытываем стрессы – на работе, в общественном транспорте, дома и даже при просмотре телевизора и чтении газет мы очень часто получаем стрессы. Иногда человеку самому бывает очень трудно справиться с этим. Тогда необходима помощь профессионала. Современная жизнь идет очень быстрыми темпами и держит нас в постоянном напряжении. Она требует от нас стойкости и выдержки и часто угрожает нашему психологическому состоянию. Если вовремя обратиться за помощью к специалисту, то можно избежать таких серьезных осложнений, как невроз, депрессия и т.п. Все большее количество детей испытывает трудности в обучении, социализации. У родителей возникает много проблем в процессе воспитания детей, которые они самостоятельно решить не в состоянии. Образовательные учреждения сталкиваются с проблемами в обучении и воспитании детей, проблемами подбора адекватных методов воспитания и обучения для раскрытия внутреннего потенциала ребенка. Психологи сегодня имеются при школах, детских садах, предприятиях и учреждениях, в клиниках. В нашей стране существуют и телефоны доверия, оказывающие анонимную психологическую поддержку всем тем, кто в ней нуждается.
Каждое поколение отличается от предыдущего. Если взять в сравнении учащихся нынешних и, например, десятилетней давности, того же возраста, то разница между ними ощутимая. Хотя они сейчас намного продвинуты в техническом плане, более мобильны, адаптированы, но в силу того, что много свободного времени проводят за компьютером- мало читают или вообще не читают, а от этого становится беднее эмоциональная сфера; они мало общаются со сверстниками, что влияет на их коммуникабельность …
Конечно же, большая часть решения этих проблем зависит от родителей, но и мы- классные руководители, учителя можем повлиять на данную ситуацию.
Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
И всегда именно классному руководителю принадлежала ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей.
На сегодняшний момент – учебное заведение остаётся важнейшим звеном в системе воспитания.
Кураторство, как традиционное рабочее явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.
Кураторский час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая трата времени. Это классный праздник, на успех которого должен работать каждый.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Это могут быть: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.
И задача куратора в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее, конечно, организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.
Анализируя свою работу, каждый куратор, должен не для «галочки», а систематически и только тогда она дает свои результаты. Если поначалу дети воспринимали: «О, классный час!», то потом они уже вначале недели спрашивали: «А что интересненького у нас будет на классном часе?»
и если приглашен психолог, то результат может быть усилен многократно.
Активные формы- викторины, конкурсы. При работе психолога – тренинги, диагностики. Мне кажется, что за 40 минут общения на тренинге, учащиеся узнают друг друга лучше, становятся более терпимыми друг другу, развиваются их познавательные способности, ну и можно так еще перечислять массу положительных моментов…
Ведь на классном часе, впрочем, как и во всей своей работе, мы следуем заповедям для учителя:
«Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.»
Воспитательная работа, которая должна вестись в учебном заведении, а именно: комплекс воспитательных мероприятий в сочетании с классными часами дает хороший результат. Группа сплочается, становится дружнее, студенты становятся инициативными, активизируются, раскрываются, проявляют свои творческие натуры, раскрепощаются. При работе психолога, как групповые так и индивидуальные формы работы важны и дают раскрепощение студентов.